Реклама



Реклама

Новости

Испания'80: Гран При, которого не было

12 января 2018, 23:05 Новости гонки
Испания'80: Гран При, которого не было
Гонка признана внезачётной: 1 июня 1980 года. Гран При Испании. Харама
Поул Жак Лаффит (Ligier JS11/15) - 1:12,64 (168,702 км/ч)
Лучший круг Алан Джонс (Williams FW07B) - 1:15,467 (157,992 км/ч)
Победитель Алан Джонс (Williams FW07B) - 1:43:14,076 (154,01 км/ч)

Если судить по официальным результатам чемпионата мира 1980 года, сезон состоял из 14-ти этапов, а за Гран При Монако 18 мая следовал Гран При Франции 29 июня. Но в действительности в промежутке между ними, 1 июня, была ещё одна гонка, в Испании. Причём она входила в официальный календарь сезона, где значилась седьмым этапом, но сегодня информацию о Гран При Испании 1980 года в официальных справочниках Формулы 1 не найти. Тем не менее, она состоялась.

В 1980 году в Формуле 1 разгорелся серьёзный конфликт между главным регулирующим и контролирующим органом в автоспорте – FISA, и подконтрольной Берни Экклстоуну ассоциацией конструкторов Формулы 1 – FOCA. Причина заключалась в недовольстве входивших в FOCA команд (а их было 12) политикой FISA, которая явно следовала интересам крупных компаний, участвовавших в чемпионате – Ferrari, Renault и Alfa Romeo.

Конфликт зрел давно, но формальным поводом послужили обязательные 45-минутные брифинги пилотов перед каждым Гран При. Они стали инициативой президента FISA Жан-Мари Балестра и были введены уже по ходу чемпионата, в феврале.

Жан-Мари Балестр и Берни Экклстоун

Однако юристы FOCA (главным из них был Макс Мосли) заявили, что в правилах подобного пункта нет, а значит, такое требование незаконно. Во время Гран При Бельгии и Монако организация рекомендовала гонщикам своих команд на брифинги не являться, и они этой рекомендации последовали.

В ответ Балестр выписал каждому из пропустивших брифинги штраф в $2000, а в случае неуплаты грозил отобрать лицензии. В FOCA никто просто так сдаваться не собирался, так что к следующему Гран При, который проходил на испанской трассе в Хараме, денег Балестр не увидел. И 29 мая, накануне начала официальных тренировок этапа, лицензии 15-ти гонщиков были приостановлены.

Ситуация постепенно заходила в тупик – без лицензии пилоты не могли выступать в мероприятиях, проходивших при поддержке FISA, но и платить штраф никто не собирался. Потому в первой тренировке, которая стартовала в пятницу, 30 мая, в 10 утра, приняли участие только семь машин – по две Ferrari, Renault и Alfa Romeo, а также Эмилио де Виллота (отец Марии де Виллоты). Для испанца это было разовое участие в чемпионате, так что его команда, RAM Racing, в FOCA не входила.

Члены FOCA на Гран При Испании 1980 года: Джо Рамирес (ATS), Берни Экклстоун (Brabham), Макс Мосли (FOCA) и Кен Тиррелл (Tyrrell)

Отменять гонку было уже слишком поздно, к поиску решения подключился даже король Испании Хуан-Карлос. Проблемой, однако, было то, что выход из тупика искала только одна сторона из трёх. Так, испанский королевский автоклуб (RACE) предложил оплатить штрафы вместо гонщиков. Однако Балестр не желал компромиссов – он рассчитывал одержать полную и безоговорочную победу, поставив Экклстоуна на место. Он отказался принимать деньги, если RACE не сможет доказать, что они заплачены именно гонщиками.

Хуан-Карлос продолжал настаивать на том, что соревнования должны состояться, поэтому было решено пойти на радикальный шаг. Спустя полчаса после начала первой пятничной гоночной сессии RACE выпустила официальное заявление, что будет проводить гонку самостоятельно, без санкции испанской гоночной федерации, – а значит лицензии FISA гонщикам не понадобятся.

Заезды были прерваны и возобновлены только в 12:30. Заводские команды, разумеется, от участия в Гран При на таких условиях отказались, опасаясь санкций со стороны FISA. Зато на трассу выехали все представители FOCA, за исключением Osella – её владелец, Энцо Озелла, решил подождать развития событий. Стороны поменялись ролями.

Красный флаг, прервавший первую сессию заездов Гран При Испании из-за заявления RACE

Представители FISA уже не могли никак повлиять на происходящее, так что в дальнейшем соревнования прошли в соответствии с расписанием. Так как моторы собственной разработки использовали только заводские команды, отказавшиеся от участия в Гран При, на всех машинах были установлены двигатели Ford Cosworth DFV. Потому эта гонка получила шутливое прозвище «Формула DFV».

Поул завоевал гонщик Ligier Жак Лаффит, а его напарник, Дидье Пирони, показал третье время. Второе и четвёртое место на старте досталось пилотам Williams, Алану Джонсу и Карлосу Ройтеману. Лидер чемпионата, выступавший за Brabham Нельсон Пике, начинал гонку пятым, на одну позицию выше, чем новичок Ален Прост, севший за руль McLaren.

Единственный пилот Osella, Эдди Чивер, начиная с субботы тоже присоединился к заездам: пытаясь избежать возможных последствий, Энцо Озелла «сдал в аренду» машину вместе со всей командой своему спонсору, Denim Aftershave, а сам покинул паддок. Как ни странно, Чиверу удалось показать десятое время, хотя в шести предыдущих Гран При он четыре раза не прошёл квалификацию, а на двух оставшихся этапах был одним из последних.

Эдди Чивер в Хараме выступал под брендом Denim Aftershave

Всего на старт 1 июня вышли 22 пилота. Лидерство, после блестящего старта, захватил Ройтеман, которого преследовал Джонс. Два пилота Ligier следовали позади двух Williams. У Пирони, однако, вскоре возникли проблемы с управляемостью и тормозами, и он пропустил Пике на четвёртое место. На 13-м круге из-за проблемы с коробкой передач Джонс потерял сразу три позиции, но затем его темп стабилизировался.

Оказавшись вторым, Лаффит пробовал обогнать Ройтемана, но безуспешно. На 35-м круге лидерам предстояло опередить на второй круг Эмилио де Вилотту. Испанец попытался освободить Карлосу дорогу, уйдя в повороте на внутренний радиус. Ройтеман начал обгон по внешнему, а Лаффит попробовал опередить обоих и тоже сместился внутрь, но не удержал свою Ligier, задел машину испанца, а тот, в свою очередь, выбил Ройтемана.

Для обоих лидеров эта авария означала сход, а де Виллота хотя и смог добраться до боксов, тоже вынужден был прекратить борьбу из-за повреждения подвески. На первое место вышел Пике, которого почти вплотную преследовал Пирони, и ещё пару секунд уступал этой паре Джонс. Борьба продолжалась семь кругов, но затем коробка передач на Brabham Нельсона отказала, и он тоже сошёл.

Йохен Масс на Гран При Испании 1980 года

За победу вновь сражались пилоты Ligier и Williams. Ближайшего из конкурентов, Йохена Масса на Arrows, они опережали на 50 секунд. Было ясно, что гонку выиграет один из этих двоих. Пирони контролировал ситуацию, но за 15 кругов до финиша заметил, что правая передняя шина на его Ligier странно вибрирует. Въезд в боксы уже остался позади, так что для решения проблемы ему нужно было проехать целый круг. Дидье сбросил скорость до 50 км/ч, но в конце стартовой прямой колесо отлетело – гонка для француза была окончена.

Лишившись всех серьёзных соперников, Джонс легко довёл дело до победы. На вторую ступень подиума поднялся Масс, что было большим успехом для Arrows, на третью – Элио де Анжелис на Lotus. Всего до финиша добрались лишь шестеро, причём выступавший за Ensign Патрик Гайяр по ходу дистанции столкнулся с Джоном Уотсоном, пропуская того на круг, и в конечном итоге проиграл Джонсу пять кругов.

Но и после того, как Гайяр пересёк финишную черту, Гран При Испании не закончился. На следующий день в Афинах прошло экстренное заседание FIA (FISA была его спортивным подразделением). Гонку в Хараме исключили из календаря чемпионата, а заработанные в ней очки – аннулированы. Более того – представители FOCA были выведены из состава исполнительного комитета FISA.

Сход Дидье Пирони на Гран При Испании 1980 года

Президент FIA, Пол Альфонс фон Меттерних, сделал ряд воинственных заявлений, сказав, что «настало время определить, кто управляет автоспортом». «Исполнительный комитет решил вновь взять власть в свои руки, – заявил он. – Мистер Экклстоун не владелец чемпионата». Сам Берни не без иронии прокомментировал его слова, отметив, что не удивлён тем, что в FISA лишили их возможности высказывать свою позицию.

Разгоревшийся скандал вышел за рамки Формулы 1 – примирить стороны пытался даже министр спорта Великобритании Гектор Монро. Но отступать никто не собирался – 31 июля исполнительный комитет не только подтвердил «внезачётный» статус прошедшего Гран При Испании, но и оштрафовал всех его участников на 3000 швейцарских франков.

В конечном итоге исключение результатов Гран При Испании не повлияло на исход чемпионата, но победитель того и другого, Алан Джонс, всё же обиду на FISA и лично Жан-Мари Балестра затаил. Спустя годы он признавался, что по-прежнему недоумевает по поводу произошедшего и попыток FIA сделать вид, что Гран При Испании 1980 года не было вовсе.

«Что меня действительно раздражает – так это то, что теперь во всех справочниках написано, будто я выиграл 12 Гран При, хотя я знаю, что их было 13! – возмущался Джонс. – Я знаю, что был в Испании в тот уик-энд, что останавливался в отеле, каждое утро вставал и отправлялся на трассу, проходил через все те же формальности, что и на любом другом Гран При. Я занял своё место на решётке и стартовал, затем сражался на протяжении 200 миль, пересёк линию финиша, а после этого король Хуан-Карлос вручил мне трофей победителя – так что, насколько я могу судить, я выиграл тот Гран При Испании!»

Источник: f1news

Оставить комментарий Комментарии (0)

Ваше имя
поле обязательное для заполнения
Комментарий
поле обязательное для заполнения
Защитный код
Вы ввели неверный защитный код

Комментариев нет. Ваш может быть первым.