Реклама



Реклама

Зал славы

Jim Clark

Национальность: британец
Дата рождения: 04.03.1936
Место рождения: Fife, Scotland

Когда-то, будучи мальчиком, он и не мог предположить, что гонки станут неотъемлемой частью его существования. Спорт, забравший жизнь Джима Кларка, заставил мир Формулы-1 оплакивать потерю всеми любимого чемпиона, скромного шотландского гения, чьи прямота и вызывавшие восхищение человеческие качества располагали к себе как друзей, так и недругов.

Джеймс Кларк, младший, родился 4 марта 1936 года и вместе с четырьмя сестрами вырос на семейной ферме в Шотландии, неподалеку от границы с Англией. Он находился далеко от мира мотоспорта, о котором он впервые прочитал в книжках и журналах, когда 13-летним мальчиком посещал частную школу в Эдинбурге. Там же он играл в крикет и подавал надежды в хоккее. Когда же пришло время опробовать транспортное средство в спортивных целях, Джиму пришлось переступить через запрет родителей использовать авто в "утилитарных" намерениях. Впервые он сел за руль родительской машины, на которой, втайне от всех, ездил по полям, затем ему разрешили управлять фермерскими тракторами в одиночку. К 17 годам он уже получил водительские права, бросил школу и работал на ферме. Первой машиной, которую он купил, стала Sunbeam Talbot, и в 1956 году он уже участвовал на ней в местных ралли и соревнованиях по водительскому мастерству. Вскоре он выиграл клубные гонки среди множества спорткаров, с участием в которых ему помогли богатые друзья. Без них он бы не продвинулся дальше. После победы интерес общественности начал возрастать к молодому гонщику. Однако он чувствовал себя неловко, т.к. гонки были табу для его семьи. При поддержке друзей он воспитал в себе более серьезное отношение к автоспорту и начал демонстрировать настолько блистательные выступления и выдающийся талант, что восхищению окружающих не было предела. Сам пилот тоже был немало удивлен своим умениям.

В 1958 году Джиму удалось привлечь внимание основателя команды Lotus Колина Чапмана. Последний пригласил его к себе для участия в гонках Formula Junior, но вскоре, почти моментально, Чапман предложил ему место в болиде Формулы-1. Таким образом, Кларк принял участие во второй части сезона-1960. В Бельгии того года ему пришлось пережить худший уик-энд в истории Королевских гонок. В той гонке в Спа насмерть разбился гонщик "Купера" Крис Бристоу. Кларку, ехавшему позади, удалось объехать изуродованное тело, лежащее на трассе, но его "Лотус" забрызгало кровью. Через несколько кругов друг и напарник Джима Алан Стейси потерял контроль над болидом и погиб. Эта череда чудовищных событий чуть не вынудила Кларка покинуть автоспорт. 

В 1961 году впечатление от первого полноценного сезона было испорчено столкновением с "Феррари" Вольфганга фон Трипса в Монце. Несмотря на то, что Кларк был невиновен и остался невредим, смерть фон Трипса и 14 зрителей опустошила его и заставила серьезно задуматься о завершении карьеры в Формуле-1. Уговорить его остаться сумел лишь Колин Чапман.

На протяжении последующих 4 сезонов "Лотус" под управлением Кларка могли победить лишь при определенных механических проблемах, возникавших по ходу гонки. Инновационное шасси Чапмана с двигателями Climax было исключительно быстро, но крайне ненадежно. Лишь проблемы с надежностью помешали Джиму выиграть чемпионат-1962. В 1963 все сложилось, как надо, и с семью победами в сезоне он легко выиграл первый чемпионский титул. В 1964 его снова подвела машина в последней гонке, как и в 1962, а уже в 1965 6 побед в 10 Гран-при принесли ему второе звание чемпиона мира.

После этого Кларк и Чапман стали близки, как братья. Чапман восхищался его откровенностью и скромностью и говорил, что Кларк уникален и как человек, и как гонщик. Его популярность быстро распространялась, а после победы в Indianapolis 500 в 1965 году он стал настоящей звездой в Соединенных Штатах. Он ненавидел пресс-конференции, а появляться на публике давалось ему с трудом. За рулем он был воплощением спокойствия и контролируемой агрессии. Вне трассы он постоянно грыз ногти и был чрезвычайно нерешителен. Для него становилось проблемой даже выбрать ресторан, в котором он хотел бы поесть.

Он был уже одной ногой вне Формулы-1 после того, как "Лотус" стала менее конкурентоспособной в сезоне-1966, но в конце концов его терпение вознаградилось хорошей формой в следующем сезоне. Победа в первом Гран-при-1968 стала 25 по счету. Таким образом, он побил рекорд самого Фанхио. Как и аргентинец, Джим редко совершал ошибки и тем более редко попадал в аварии - от этого труднее вериться в смерть этого гонщика. 7 апреля 1968 года во время гонки GP2 на его "Лотусе" возникла проблема с шинами, и он погиб. Мир автоспорта содрогнулся от такой трагедии. Чапман сказал, что навсегда потерял лучшего друга. Брэбхем отметил, что больше всего будет скучать по сияющей улыбке Кларка.

Jim Clark: фото и биография