Реклама



Реклама

Зал славы

Jack Brabham

Национальность: австралиец
Дата рождения: 02.04.1926
Место рождения: Hurstville, Australia

Джек Брэбхем один из немногих трехкратных чемпионов в истории Формулы 1. Блэк Джек, как его называли за глаза, фигура в истории автоспорта одиозная и неоднозначная. У него не было славы первого чемпиона, как у Нино Фарина, не было всенародной любви, как у Айртона Сенны… но равнодушных к его персоне найти было невозможно: его могли либо любить, либо ненавидеть. Но было и то, что объединяло эти два противоположных лагеря – несомненное уважение к пилоту. Впрочем, называть его лишь пилотом было бы ошибкой. Брэбхем, по сути, стал первым менеджером команды. Хотя, обо всем по порядку.

Родился будущий чемпион в 1926 году в Австралийском Сиднее. Мыслей об автогонках у Джека не было и в помине, потому что он хотел стать летчиком! Ради этого 18-тилетний Брэбхем пошел в армию. Однако юному австралийцу не удалось сесть за штурвал военного самолета, Джек стал механиком. Это, вкупе с возней с машинами в гараже отца, и определило дальнейшую судьбу Брэбхема. После нескольких лет увлечения мотогонками он пересел за руль автомобиля. 

Брэбхем собирался выступать на национальном уровне и обзавелся спонсорской поддержкой (в 1954 году!), но организаторы не приняли коммерческого новаторства, и он вынужден был отказаться от этой затеи. Вскоре Джек перебрался в Англию и принял участие в своем первом Гран-при Великобритании-55 за рулем "Купера". Дебют нельзя назвать слишком уж удачным. Квалифицировавшись 25-м, в гонке Джек сошел из-за механической неисправности. Год спустя он снова принял участие в британском Гран-При. И снова не слишком успешно. Гораздо важнее, впрочем, то, что австралиец стал пилотом команды "Купер". Как Брэбхему был нужен хороший автомобиль, так и Чарльзу и Джону Куперам нужен был хороший пилот, способный доводить их автомобили до финиша. 

Год 1959-й стал годом "Купера" в целом, и Брэбхема в частности. Джек, одержав победы в Монако и Великобритании, стал пятым чемпионом мира. Его молодой напарник Брюс МакЛарен одержал первую для себя победу и стал (на долгих 44 года) самым молодым победителем Ф1. Тогда многие говорили о том, что победа досталась австралийцу очень уж легко: на трассе уже не было двух сильнейших команд 50-х годов – Мерседеса и Мазерати. Казалось, реальных соперников у "Купера" нет. Однако Тони Брукс и Стирлинг Мосс старались по максимуму осложнить жизнь будущему чемпиону. Однако Брэбхема такая ситуация не пугала. Следующий сезон 1960-го года не принес изменений: Брэбхем и МакЛарен завоевали победный дубль для "Купера".

Следующий год стал ударом для команд: произошло сокращение объема двигателя. "Купер" не смог оказать сопротивление ни "Феррари" (которая, собственно, была единственной командой, обрадованной нововведениями), ни остальным командам. Брэбхема такое положение не устраивало.В голове Блек Джека назревал план действий. Надо сказать, что свое прозвище Брэбхем получил вовсе не за черные, как смоль, волосы и карие глаза. Немногословный, скрытный, осторожный, всегда тщательно продумывающий каждый свой шаг, для большинства окружавших его людей Брэбхем оставался тайной за семью печатями. Те, кто видел его впервые, удивлялись – неужели этот добродушный дядюшка и есть чемпион Формулы-1? Те же, кому удалось на собственном опыте убедиться в деловой хватке чемпиона, отзывались о нем совсем иначе.

Так вот, вернемся к плану действий. Австралиец решил строить автомобили. Постройка гоночного автомобиля – очень рискованная затея, в техническом смысле настолько же, насколько в предпринимательском. И кто не располагает соответствующими знаниями и способностями их правильно применить, тот в итоге обнаружит себя в состоянии, которое можно назвать "катастрофа". Брэбхем это понимал, и сознательно выбрал не самый простой путь для создания капитала, как это обычно бывает, а, пожалуй, труднейший.

Куперы, которые к тому времени были основными поставщиками гоночных автомобилей, не могли и представить, какой сюрприз готовит "первый номер" их конюшни. А Брэбхем еще осенью 1959-го года вложил первые полученные деньги в автомастерскую. Поначалу Джек оснащал небольшие машины мощными гоночными двигателями Coventry Climax, а когда это начало приносить ощутимую прибыль, он занялся строительством автомобилей. 

Летом 1961-го первую машину Формулы “Юниор” марки MRD удалось продать австралийцу Гавину Юлу. Ситуация сложилась весьма и весьма щекотливая. Чарльз и Джон Куперы узнали, что у себя под боком они вырастили конкурента, который за пять лет работы в команде, разумеется, выведал все ее секреты. Тяжелого разговора с Куперами избежать не удалось, и расстались они далеко не лучшими друзьями. 

Между тем болиды австралийца выходили на старт уже за пределами Британского содружества. Вот тогда-то один из знакомых французских журналистов намекнул ему, что название он выбрал не самое удачное. MRD – такое сочетание у французов вызывало неприятную ассоциацию со словом merde. И только после этого все машины, вышедшие из ворот Motor Racing Developments получили имя Brabham. А образованная зимой команда Формулы-1 стала называться Brabham Racing Organisation

Уже в сезоне 1966-го года австралиец завоевал свой третий титул. Автомобиль "Брэбхем-Репко" (двигатель также австралийский) был такой же надежной связкой, как и "Куперы" начала десятилетия. В тот год Брэбхем наголову разгромил своих соперников и стал чемпионом на машине, носящей его имя. 

Австралиец мог стать и четырехкратным чемпионом мира. Однако его страсть опробовать технические новинки самому и прямо в гонках сыграла с ним злую шутку. 

После двух триумфальных лет Брэбхема настигла полоса неудач. Трехкратный чемпион решил, что с него хватит и решил покончить с миром Больших Призов. Осенью 1969-го года Брэбхем продал 60% акций своей компании и уже собрался было уйти, однако ему пришлось вернуться. Пилоту, который должен был заменить Брэбхема, сделал предложение сам Энцо Феррари, и тот не смог устоять. Так 44-хлетний Брэбхем вновь сел за руль своего автомобиля.

Первый же Гран-При сезона Джек… выиграл! Сегодня ту победу вспоминают не иначе как некий курьез, “последний поклон великого мастера”. И мало кто помнит, что если бы не исключительное невезение и пара собственных, столь не характерных для него ошибок, быть бы Черному Джеку вновь чемпионом.

В Испании Брэбхема подвел мотор, когда победа была практически в кармане. В Монако Джек сам свалял дурака в последнем повороте, пропустив Риндта. В Англии кончился бензин. В Италии заглох мотор. В Мехико двигатель загорелся, когда Джек шел вторым.

Формула к тому времени стремительно менялась, а Брэбхем оставался прежним. Он любил формулу как спорт, любил ковыряться в железках, и ему никакого дела не было до шоу, в которое превращался чемпионат. Хотя Джек и был ближе всех к современной эпохе – он отличался от тех, кто участвовал в гонках исключительно ради гонки (те же Мосс и МакЛарен) – настало время, когда и он потерял кураж.

Брэбхем ушел. Ушел великий автогонщик, механик и владелец команды. Блек Джек вошел в историю автоспорта как первооткрыватель. Многие вспоминают о нем лишь как о бизнесмене, и ставят это ему в укор. Однако стоит задуматься о том, что большинство пилотов (как первых, так и современных) завоевали свои титулы, не заботясь о технике. Практически каждому предоставлялся полностью готовый автомобиль. Брэбхем же сам отвечал как за техническую разработку гоночной машины, так и за ее участие в соревнованиях. Если не хватало персонала, Джека можно было увидеть вместе с механиками за разборкой двигателя, с такими же грязными руками, как и у них. Сколько еще есть чемпионов мира такого сорта? Когда имеешь представление о том, сколько задач стояло перед Брэбхемом, и как успешно он с ними справлялся… тогда можно оценить его не только как гонщика, механика или менеджера, но и как Человека с большой буквы!

Jack Brabham: фото и биография