Реклама



Реклама

Зал славы

Jody Scheckter

Национальность: африканец
Дата рождения: 29.01.1950
Место рождения: East London, South Africa

Он ворвался в автоспорт как эксцентричный дикарь, чье отчаянное поведение на трассе подвергало опасности как его, так и соперников. Джоди Шектера не взлюбили после самой страшной аварии в истории Формулы-1, причиной которой был он сам. На этом его карьера должна была завершиться, но он собрался с духом, сконцентрировал свой выдающийся талант и амбиции на победе и стал чемпионом мира. Достигнув цели (с командой Ferrari, которая вновь стала чемпионом только через 21 год), он ушел из спорта.

Джоди Шектер родился 29 января 1950 года в Восточном Лондоне, ЮАР, где его отец владел местным агентством компании Renault. Джоди работал там помощником инженера и научился водить будучи в юном возрасте. Уже тогда его интересовала только та скорость, которую максимально можно выжать из машины. В своей первой национальной гонке он был дисквалифицирован за очень опасное вождение. Но вскоре он научился сдерживать свою агрессию и в итоге стал регулярным победителем. В 1970 он выиграл Южноафриканский этап Формулы Форд, и вместе с ним и Европейскую гоночную стипендию. С этим призом - 300 фунтов стерлингов и билеты до Англии для него и жены Пам - Джоди отправился покорять Старый Свет и завоевывать звание лучшего гонщика мира. Он всегда хотел достичь этой цели, но путь, которым он шел, сопровождался авариями, и мало, кто верил, что он в конце концов выживет.

В Англии "южноафриканский дикарь" сразу заработал репутацию, став чемпионом Формулы Форд и Формулы-3, бесстрашно пилотируя практически разбитые вдребезги болиды. Его грубое поведение и задиристый характер подчеркивали стиль его вождения. Несмотря на максимальную скорость, управление болидом он демонстрировал превосходное. В 1972 McLaren пригласил его для пробного заезда в Гран-при США, а затем подписал с ним контракт на сезон-1973.

В Гран-при Франции Джоди неожиданно для всех занял лидирующую позицию после старта гонки. Затем произошло столкновение с болидом команды Lotus Эмерсона Фитипальди, и, несколько раз перевернувшись, машина Шектера вылетела с трассы. Это привело в ярость действующего чемпиона Формулы-1. "Этот сумасшедший, - свирепствовал Фитипальди, - является угрозой как для себя, так и для всех остальных, и ему нет места в Формуле-1". Настрой против Шектера усилился во время следующей гонки, Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Джоди квалифицировался шестым и шел четвертым на первом круге, когда не справился с управлением на одном из поворотов трассы и протаранил скопление из 28 болидов, и на скорости 150 миль в час врезался в бетонную стену. Пилот выбрался из дымящейся машины абсолютно невредимым, но хаос от его неаккуратного вождения продолжался еще некоторое время. Клубы дыма и пыли покрыли трассу в Сильверстоуне, где один за другим взлетали в воздух болиды и разбивались о трассу либо друг об друга. К счастью, единственным серьезным повреждением был перелом ноги пилота Surtees Андреа де Адамика, но восемь машин были полностью разбиты. Ответственность за самую крупную аварию за всю историю Формулы-1 взвалили на Джоди Шектера. Требование Ассоциации Гонщиков Гран-при об уходе из Формулы-1 Шектера было отменено, когда McLaren вступился за своего пилота и пообещал, что даст новичку немного "отдохнуть".

Когда он вернулся, то во время Гран-при Канады столкнулся с болидом Франсуа Севера команды Tyrrell, что не позволило обеим командам закончить гонку. Несмотря на эту неприятность, Кен Тайрел пригласил Шектера на место Джеки Стюарта в напарники Северу на сезон-1974. К сожалению, этому сотрудничеству не суждено было продлиться долго, т.к. Север погиб в ужасной аварии во время практики перед следующей гонкой, Гран-при США. То, что тогда увидел Шектер произвело неизгладимый эффект. Он говорил: "После этого все, что я делал в Формуле-1, - это старался уберечь свою жизнь".

Кен Тайрел помог ему осознать его ошибки и начать концентрироваться на финишах в гонках. Благодаря своей агрессии и болиду команды Tyrrell, он выиграл два Гран-при 1974 года и занял третью строчку в личном зачете. На последующие два сезона он остался в прежней команде и выиграл по гонке, но чувствовал, что болид не справиться с его заданием выиграть чемпионат, чего он жаждал. Он перешел в новую команду Wolf Team в 1977 и выиграл 3 гонки, но после того, как занял второе место, пропустив вперед пилота Ferrari Ники Лауда, он понял, что итальянские машины - это путь к успеху, и Энцо Феррари с радостью пригласил его в команду.

Болиды Феррари 78 года не были чемпионского калибра, но стали ими через год, когда, соревнуясь со своим напарником по команде, легендарным Жилем Вильневым, Джоди достиг своей цели. Став близкими друзьями, Джоди и Жиль достойно соперничали на трассе, что привело к трем победам каждого. Южноафриканец оказался быстрее своего французско-канадского напарника и в 1979 стал чемпионом мира.

В душе он знал, что добился того результата, который имел для него значения, и, выполнив свои обязанности, предусмотренные контрактом, в сезоне-1980, ушел из Формулы-1 в возрасте 30 лет. Безумно богатый, он занялся частным бизнесом: открыл компанию в Америке, которую вскоре продал, помог своим сыновьям Томасу и Тоби в построении карьеры и учредил сельскохозяйственную корпорацию в Англии.

Jody Scheckter: фото и биография