Реклама



Реклама

Зал славы

Nelson Piquet

Национальность: бразилец
Дата рождения: 17.08.1952
Место рождения: Brazil

Нельсон Пике родился 17-го августа 1952-го года в Бразилии – в семье видного политика Эстасио Сото-Майор. Отец никогда не одобрял интерес сына к гонкам и даже пытался сотворить из него теннисиста. Кстати, попытки отца могли бы увенчаться успехом и наверняка Нельсон смог бы стать одним из успешных игроков в теннис, но все сложилось по другому. Рассказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

Время, проведенное в Америке, не прошло даром для сына богатых родителей. Главное, чему научился Нельсон - умение жить самостоятельно. Возвращение в Бразилию принесло разочарование - брат Алексис разбился на мотоцикле. Отец и слышать не хотел об автоспорте. Однако Нельсон поступил по своему. Он решил участвовать в картинговом чемпионате и вместе со своим другом Алексом Диашу Риберо принялся штурмовать первый гоночный Олимп. Уже второй сезон принес ему звание чемпиона Бразилии в 155 кубовом классе.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери.

В 1972 году он выиграл основанную "Фольксвагеном" бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем "Камбер VW", в 1973 году добился победы в бразильской серии "Спорт-2000" все на том же "Камбер-Фольксваген".

В бразильской "Формуле Супер Ви" в 1974-м и 1975 годах его не раз подводила техника. В 1975-м он в компании с Рибейру участвовал в гонке "Формулы Атлантик". В 1976 году шесть побед обеспечили Пике титул национального чемпиона. Дальнейший путь лежал в Европу. Сезоны 77-го и 78-го годов Нельсон провел в классе F3. В 1977 году он завоевал призовое третье место, а в 78-м в Англии почти вчистую выиграл чемпионат F3.

Тогда же Пике заинтересовалось руководство Формулы 1.

В 1978-ом году Нельсон дебютировал в Гран При, а по прошествии некоторого времени составил пару с пилотом Hика Лауды – в команде Брэбхем. Когда Лауда покинул команду, Пике стал лидирующим.

Сезон 1979-го года был тяжелым для Brabham. Частые отказы техники - из 15 этапов Нельсон смог добраться до финиша только в трех гонках. В результате Пике стал только 15-м, завоевав всего 3 очка. В конце сезона команда сменила мотор Alfa-Romeo на Ford-Cosworth. Но первый полноценный сезон в "Формуле-1" оказался не самым успешным. Все еще было впереди.

Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на "Брэбхем-Косворт" ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в "Формуле-1" победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь !!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат.

Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

К сезону 1983 года был готов ВТ51 - новый автомобиль с граунд-эффектом. Пике выиграл в Бразилии, Италии, на Брэндс-Хэтче. Результатом стал второй титул чемпиона мира, завоеванный в упорной борьбе: гонщик "Рено" Ален Прост отстал всего на два очка. В Кьялами Пике наклеил значок клуба своих фанов на хвост болида Проста, чем вывел последнего из себя. Однажды, когда Жан-Мари Балестр говорил речь, Пике вылил в карман президенту ФИА стакан воды. Солидному Балестру пришлось разразиться смехом.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к "Макларенам" с турбомотором "ТАГ-Порше". Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

В 1985 году основной проблемой ВТ54 была резина "Пирелли", оказавшаяся гораздо хуже используемого повсеместно "Гудьира". Пике, однако, удалось добиться успеха на "Гран-при Франции" и второго места в Монце. В остальном это был не самый удачный год. Было понятно, что успешный этап в истории команды "Brabham" закончился.

В 1986-ом году гонщик перешел в команду Уильямс и в том же сезоне почти победил в схватке потенциальных чемпионов. Тогда Нельсону Пике не удалось выиграть, но в 1987-ом году – гонщик все же достиг своей цели и вновь стал чемпионом.

Манера езды Пике не всегда нравилась публике. В 1987-м Мэнселл стабильно выигрывал гонки, а Пике приходилось довольствоваться вторыми местами. Однако, он смог одержать три решающие победы, которые сделали его в третий раз чемпионом мира. Мэнселл в Японии врезался на скорости в шинное ограждение и выбыл из борьбы за чемпионский титул. Став чемпионом, Пике сказал, что F1 полностью коррумпирована, и что чиновники FISA и "конюшни" заранее договариваются о чемпионстве. Разве этому кто-то мог тогда в это поверить?

В 1988-ом году Нельсон снова сменил команду, став членом гоночной группы Лотус. Там уровень гонщика снизился и был сведен к среднему. Тогда же Пике начал понемногу терять интерес к престижным гонкам.

В начале девяностых годов Нельсон выступал уже в составе команды Бенеттон и вновь демонстрировал высокую подготовку (тогда он трижды стал победителем).

В конце 1991-го гонщик практически не состязался в Формуле 1, а в 1992-ом году решил испытать собственные силы в соревнованиях Индианаполис 500. Попытка оказалась роковой – гонщик попал в аварию. Тогда же его карьера завершилась.

В настоящее время Нельсон Пике живет в собственное удовольствие. Свободное время предпочитает проводить в море - на собственной роскошной яхте - или в небе – управляя личным вертолетом.

Nelson Piquet: фото и биография