Реклама



Реклама

Пилоты формулы 1

Williams: Felipe Massa

Национальность: бразилец
Дата рождения: 25.04.1981
Место рождения: Sao Paulo
Felipe Massa

Масса урождённый бразилец, чей дедушка прибыл в Бразилию из итальянского города Чериньола, начал заниматься картингом когда ему было восемь лет и он занял четвёртое место в своём первом сезоне. Он продолжал участие в национальных и международных чемпионатах по картингу в течение семи лет и в 1998 перешёл в Формулу-Шевроле, завершив бразильский чемпионат на пятом месте. В следующем сезоне он выиграл 3 из 10 гонок и взял чемпионский титул. В 2000 он отправился в Европу для выступления в Итальянской Формуле-Рено и Еврокубке в обеих сериях он стал чемпионом. Имея возможность перейти в Формулу-3, вместо неё он выбрал Евро Формулу-3000, доминировал по ходу сезона и на пути к чемпионству одержал шесть побед из восьми возможных. Ему были предложены тесты в Формуле-1 за команду Sauber, которая практически сразу заключила с ним контракт в 2002. Перед этим он также участвовал за команду Alfa Romeo в European Touring Car Championship в качестве гостевого пилота.

Сезон 2002, 2004—2005

В свой дебютный год Формулы-1 Масса был напарником чемпиона Формулы-3000 1999 года Ника Хайдфельда в команде Sauber. Масса показал, что он был конкурентоспособным гонщиком, но иногда он допускал некоторые ошибки в своём дебютном сезоне, включая несколько разворотов. Масса заработал четыре очка в свой первый сезон, а его лучшим результатом стало пятое место на Гран-при Испании в Барселоне. Из-за инцидента на Гран-при Италии с Педро де ла Росой, после которого оба пилота сошли, Масса получил штраф в виде потери десяти мест на стартовой решётке следующей гонки, из-за этого он пропустил Гран-при США. Бывший пилот Sauber Хайнц-Харальд Френтцен заменил Массу в этой гонке. Хотя Масса и вернулся на место основного пилота в Японии, в Sauber ещё в августе подтвердили Френтцена на сезон 2003 в качестве напарника Хайдфельда, оставив Массу без места в команде. Вместо этого Масса провёл год с поставщиками моторов Sauber Ferrari и набирался опыта на тестах за чемпионскую команду.

После получения большего опыта и демонстрации того что ошибки решены, Sauber переподписала Массу на сезон 2004. В 2004, Масса набрал 12 из 34 очков заработанных Sauber, его лучшим результатом стало четвёртое место на Гран-при Бельгии. Его напарник Джанкарло Физикелла набрал для команды остальные 22 очка. В 2005 Масса остался с Sauber. Хотя он и заработал всего 11 очков, Масса опережал партнёра по команде Жака Вильнёва большую часть сезона и обошёл его в личном зачёте. В 2006 Масса вернулся в Ferrari, уже в качестве основного пилота команды в напарники к семикратному чемпиону мира Михаэлю.

Сезон 2006

Масса хорошо начал сезон за Ferrari, квалифицировавшись вторым в Бахрейне и прорыв с 21-го места на пятое в Малайзии, опередив напарника Михаэля Шумахера, который стартовал 14-м. Однако в Бахрейне на субботней практике и в гонке Масса подтвердил свою тенденцию разворотов и он едва не зацепил победителя Фернандо Алонсо. Он поддержал свою печальную репутацию и разбил свою Ferrari в квалификации, а в гонке столкнулся в первом повороте гонки с Кристианом Клином и Нико Росбергом. Тем не менее, Масса заработал свой первый в карьере подиум на Нюрбургринге, финишировав третьим позади Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо. Также он устновил свой первый быстрый круг в Барселоне. Масса ещё четыре раза финишировал на подиуме в 2006 в США, Франции и Германии, а также впервые стартовал с поул-позиции и выиграл гонку на Гран-при Турции в Стамбуле. Его будущее место в Ferrari было защищено, после того как 10 сентября 2006 года Михаэль Шумахер объявил об уходе из Формулы-1 по окончании сезона. 22 октября Масса выиграл домашний Гран-при Бразилии, став первым бразильским пилотом кто смог выиграть на Интерлагосе со времён Айртона Сенны в 1993. Бразилец завершил сезон на третьем месте с 80 очками, позади чемпиона Фернандо Алонсо и напарника по Ferrari Михаэля Шумахера.

Сезон 2007

Масса пять раз оказывался на первой строчке и на четырёх трассах устанавливал быстрейшее время во время предсезонных тестов в 2007. Однако, его сезон начался с проблем. На открывающем сезон Гран-при Австралии его болид столкнулся проблемами коробки передач во время квалификации и потребовалась смена двигателя. Масса стартовал с 22-го места на стартовой решётке, поскольку он получил штраф и лишился 10 позиций за смену мотора. В гонке он использовал стратегию одного пит-стопа и финишировал шестым. Проблемы Фелипе продолжились в Малайзии, где несмотря на завоёванную поул-позицию в первом повороте его обошли пилоты McLaren Фернадо Алонсо и Льюис Хэмилтон. Масса вылетел при попытке обогнать Хэмилтона и потерял при этом две позиции, опустившись на пятую позицию на которой он и финишировал. Однако, впоследствии его сезон улучшился, после того как он добился хет-триков(поул, победа, быстрый круг) Бахрейне и Испании и финишировал третьим в Монако. Стюарды Гран-при Канады дисквалифицировали Массу за то что он покинул пит-лейн на красный сигнал светофора. После дисквалификации он выиграл ещё одну гонку на Гран-при Турции 2007 года и финишировал на подиуме в трёх гонках, включая второе место на домашнем Гран-при Бразилии. Масса лидировал большую часть гонки, до приведения к лидерству партнёра по команде Кими Райкконена, что обеспечило финну титул. Масса завершил сезон на четвёртой позиции зачёта пилотов с 94 очками.

В октябре 2007 Масса продлил контракт с Ferrari до конца 2010.

Сезон 2008

Первый уик-энд третьего года выступлений за Ferrari для Фелипе выдался ужасным. Команда была удивлена его темпу, поскольку квалифицировался Масса четвёртым, а его гонка была менее успешной, из-за разворота на первом круге, а на 26 круге гонки он столкнулся с Дэвидом Култхардом и через четыре круга сошёл из-за проблем с мотором.

Ситуация улучшилась в Малайзии, где он завоевал поул-позицию, на пол-секунды опередив Кими Райкконена, но гонка была не настолько успешна как квалификация. Масса лидировал первые 16 кругов, но после пит-стопов его обошёл финн. Бразилец был все ещё в состоянии сражаться за победу и преследовал Райкконена, пока не развернулся на 31-м круге и сошёл.

После этих двух гонок люди стали рассуждать что у Массы вернулась его склонность к ошибкам, как и в начале его карьеры и то что он не может управлять болидом без помощи трекшн-контроля (который был запрещён перед сезоном 2008 года), но в следующей гонке он опроверг эти мнения.

В Бахрейн (где он побеждал в 2007) Масса прибыл без очков. Он доминировал большую часть уик-энда, но его поул отобрал легкозаправленный Роберт Кубица. На старте Масса обошёл поляка перед входом в первый поворот. Райкконен вскоре вышел на второе место, но ситуация развивалась не так как в Малайзии. Масса победил с отрывом в три секунды.

В Испании, Масса квалифицировался третьим позади Райкконена и Фернадо Алонсо. Он обогнал Алонсо на старте и шёл вторым вслед за Райкконеном. В течение гонки он оставался в тени напарника, он не смог его ни обогнать не выйти вперёд засчёт пит-стопов. В итоге он так и приехал к финишу вторым.

Масса заработал поул-позицию в Турции. Он лидировал от старта и отдавал лидерство лишь во время пит-стопа, но его обошёл шедший на стратегии трёх пит-стопов Льюис Хэмилтон на McLaren на старте второго отрезка. Хэмилтон был впереди, но он не смог заделать достаточный отрыв чтобы после пит-стопа по прежнему быть впереди Массы. Масса победил второй раз в сезоне и третий раз подряд на этой трассе.

На Гран-при Монако Масса, к своему удивлению квалифицировался первым (перед началом уик-энда он заявлял что трасса ему не нравится) и создал под дождём 15-секундный отрыв от Райкконена, перед тем как этот отрыв «съел» автомобиль безопасности. Вскоре финн получил штраф проезд через пит-лейн. После того как сэйфти-кар покинул трассу Масса хорошо принял рестарт и удержал лидерство перед Робертом Кубицей, но он вылетел с трассы и потерял лидерство. Масса пересидел Кубицу на пит-стопе, но шедший на стратегии одного пит-стопа Льюис Хэмилтон обошёл их обоих. Во время пит-стопов Масса был заправлен до конца трассы. Трасса подсыхала и бразилец поехал за шинами для сухой погоды, в то время как Кубица шёл лишь на свой второй пит-стоп и обошёл Массу. Фелипе финишировал третьим позади Хэмилтона и Кубицы.

На Гран-при Канады Масса квалифицировался шестым. В гонке появился автомобиль безопасности из-за аварии Адриана Сутиля. Все гонщики побывали на пит-стопе, но Масса побывал там дважды из-за проблем с заправочным оборудованием, что отбросило его на 17-е место. Масса продолжил сражение и финишировал пятым. Два конкурента Массы в борьбе за титул не финишировали, поскольку Хэмилтон врезался в стоящего в ожидании зеленого сигнала светофора у выезда с пит-лейн Райкконена, что позволило Массе сравняться по очкам с Хэмилтоном и обойти Райкконена в зачёте пилотов.

На Гран-при Франции Масса квалифицировался вторым позади напарника Райкконена. Масса оставался в районе 3-4 секунд позади от напарника в первую часть гонки. Однако, финн столкнулся с проблемами охлаждения, которые позволили Фелипе обогнать Кими и выиграть гонку. Эта победа сделала бразильца лидером чемпионата, он на 2 очка обгонял Роберта Кубицу, на 5 очков Райкконена и 10 на очков опережал Хэмилтона. Масса стал первым бразильцем, кто лидировал в чемпионате со времён Айртона Сенны в сезоне 1993 Формулы-1.

На Гран-при Великобритании Масса показал быстрейшее время в первой сессии свободных заездов, но его болид подскользнулся на вытекшем из мотора Алонсо масле и бразилец врезался в барьер из покрышек. По ходу уик-энда дела не улучшались и он показал худшее в сезоне девятое квалификационное время. На мокрой трассе в гонке доминировал Хэмилтон, а Райкконен финишировал четвёртым, в это время Массу 5 раз развернуло и он финишировал на последнем 13-м месте в круге от соперников. И в итоге к середине сезона Хэмилтон, Масса и Райкконен подошли с 48 очками, а Роберт Кубица отстал всего на 2 очка.

На десятом этапе сезона в Германии. Масса квалифицировался вторым позади Хэмилтона. В гонки он по прежнему шёл вторым до того как из-за аварии Тимо Глока появился автомобиль безопасности. В отличие от остальных гонщиков Хэмилтон остался на трассе, а Масса был лидером среди тех кто провёл пит-стоп. Однако, когда все закончили свои пит-стопы, Масса оказался позади Нельсиньо Пике, который уже провёл свой единственный пит-стоп. После напиравший Хэмилтон догнал его за 9 кругов до финиша, Масса не смог его сдержать и финишировал третьим. После гонки Масса был в четырёх очках позади Хэмилтона, но на три опережал Райкконена.

На Гран-при Венгрии оба болида McLaren казались непобедимыми и заняли первый стартовый ряд, Масса квалифицировался третьим. Однако, на старте Масса прошёл и Хейкки Ковалайнена и обладателя поула Хэмилтона в первом повороте. С этого момента он контролировал гонку и создал пятисекундный отрыв от Хэмилтона. Когда Хэмилтон столкнулся с проколом шины, Масса был в 20 секундах от него и казалась что победа у бразильца в кармане, но за три круга до финиша сгорел его мотор.

На двенадцатом этапе сезона Гран-при Европы в испанской Валенсии. Масса без особых проблем взял поул-позицию на новой трассе и лидировал со старта. Однако, вовремя одного из пит-стопов он покинул его очень рано и едва не столкнулся колёсами с Адрианом Сутилем, который в этот момент покидал пит-лейн. Масса обошёл Сутиля и потерял на этом лишь секунду, Фелипе выиграл гонку, а также установил быстрейший круг. После гонки стюарды наложили на Массу штраф в €10,000 за инцидент с Сутилем, но победа осталась у Массы и он сократил отставание до 6 очков от Хэмилтона и увеличил отрыв от Райкконена до 7 очков.

Следующая гонка проходила в Бельгии, Масса квалифицировался вторым позади Хэмилтона. Бразилец проиграл старт Райкконену и шёл третьим вплоть до 42 круга, когада Хэмилтон обогнал Райкконена в борьбе за лидирование срезав шикану, но гонщик Макларена сразу же пропустил финна вперед и уже после этого обошёл его. Их борьба продолжалась и завершилась аварией финна и Масса стал вторым. Хэмилтон первым пересёк финишную черту, но стюарды неоправданно прибавили к результату Льюиса 25 секунд, и победа перешла к Массе, сократив его отставание от Хэмилтона на 2 очка. Команда McLaren после этой гонки подала аппиляцию на решение стюардов поскольку не считала своего гонщика виновным в смтуации с Кими, но по правилам 25 секундный штраф приравнивается к проезду через пит лейн, а такой штраф не оспаривается, по этому аппеляция McLaren была отклонена.

На домашней гонке Ferrari в Италии весь уик-энд был влажным и Масса не показывал хороших результатов, квалифицировавшись всего-лишь шестым, но у него были хорошие шансы поправить ситуацию в личном зачёте, поскольку Хэмилтон стартовал 15-м. В гонке Масса вышел на третье место, но откатился на шестое поскольку он провёл больше пит-стопов чем остальные гонщики. Он финишировал на этой же позиции, но Хэмилтон финишировал следом на седьмом месте и отрыв между ними составлял единственное очко.

Масса завоевал поул-позицию на первой в истории Формулы-1 ночной гонке дебютном Гран-при Сингапура, опередив Хэмилтона на шесть десятых секунды. Бразилец лидировал со старта и после 14 кругов, его отрыв от Хэмилтона составлял пять секунд. Однако из-за аварии Нельсиньо Пике появился автомобиль безопасности, собравший за собой все болиды. Настало время первой волны пит-стопов и когда Масса завершал свой пит-стоп, механик по ошибке показал зелёный свет, но заправочный шланг всё ещё оставался в болиде. Масса покинул пит-стоп и выдернул шланг, остановившись в конце пит-лейн. Механики пробежали через всю пит-лейн и выдернули шланг, но к тому времени Масса уже был последним. Масса получил штраф проезд через пит-лейн и отставал на 15 секунд от остальной части пелетона. Его гонка была испорчена и он финишировал тринадцатым, в то время как Хэмилтон финишировал третьим и увеличил отрыв до 7 очков от Массы.

На Гран-при Японии Масса столкнулся с проблемами и показал всего-лишь пятое время. В то время как его главный соперник Хэмилтон завоевал поул-позицию. На старте произошёл инцидент между Райкконеном и Хэмилтоном, отбросивший британца на шестое место. Масса оставался на пятом месте впереди своего соперника. На втором круге Масса застрял за медленным болидом Ярно Трулли и Хэмилтон пытался обонать Массу. В итоге произошло столкновение и Хэмилтона развернуло и он откатился конец, а Масса на седьмое место. За это он был оштрафован проездом через пит-лейн и вернулся лишь 14-м. Он прорывался, установил быстрейший круг и заработал одно очко. Позднее он стал седьмым после противоречивого штрафа, прибавившего 25 секунд к времени Себастьена Бурдэ, который назначили стюарды после столкновения с Массой при выходе с пит-лейн.

На следующей неделе проходил Гран-при Китая, где Масса и Райкконен несмотря на более лучшее выступление в Фудзи, боролись за темп весь уик-энд, босс команды Стефано Доменикали не смог найти этому объяснений. Масса квалифицировался третьим позади Райкконена и конкурента в борьбе за титул Хэмилтона. У Хэмилтона был образцовый уик-энд и он создал комфортный отрыв. Пока Масса не добился некоторого прибавления в скорости на среднем составе резины, до этого он не мог догнать Хэмилтона. Райкконен пропустил Массу на второе место, а Хэмилтон увеличил своё лидирование в зачёте пилотов до 7 очков.

Масса сделал следующее заявление «Это видно что мы находимся в непростом положении, но в единственной гонке может случиться всякое» и «Всегда когда ты играешь на своём поле — ты играешь лучше», поскольку в последние два года он хорошо проводил гонки на Интерлагосе (1й в 2006 и 2й в 2007). На заключительной гонке Гран-при Бразилии ситуация для Ferrari была следующей: Фелипе Масса на семь очков отставал от Льюиса Хэмилтона, это означало что Масса должен финишировать как минимум вторым для победы в чемпионате и чтобы Хэмилтон финишировал за пределами первой пятёрки

Квалификация прошла удачно, Масса взял поул, в то время как Райкконен квалифицировался третьим, также впереди Хэмилтона. Перед самым стартом начался дождь и все пилоты перешли на промежуточные шины. Масса по-прежнему лидировал и спустя 10 кругов все перешли на шины для сухой погоды, поскольку трасса высохла. Даже несмотря на это Масса всё ещё лидировал. Он доминировал на протяжении всей гонки, установил быстрейший круг и опередил пришедшего вторым Фернандо Алонсо на 13 секунд. Тем временем Хэмилтон пытался улучшить темп. Он шёл четвёртым большую часть гонки за исключением конца позади Массы, Алонсо и Райкконена. В конце снова пошёл дождь и только лишь Тимо Глок остался на покрышках для сухой погоды. Он стал четвёртым, а Хэмилтон пятым. За три круга до финиша Масса по прежнему лидировал, а Хэмилтон шёл пятым. Если бы гонка был остановлена в тот момент он бы тут же стал чемпионом. Затем Хэмилтон ошибся и его прошёл Себастьян Феттель, из-за чего британец опустился на шестое место. Если бы гонка завершилась тогда бы Масса стал чемпионом. Масса увидел финишный флаг и думал что он выиграл чемпионат. В то время Хэмилтон был ещё шестым и был в секунде от последнего поворота, но он опередил Глока, которого обогнал Феттель и у которого были проблемы со сцеплением, и британец вернулся на пятое место. Когда Хэмилтон пересёк финишную черту он стал чемпионом опередив бразильца на единственное очко. Если бы у него было равное количество с Массой очков, то из-за большего количества побед в сезоне(6 против 5) Фелипе бы выиграл титул.

После сезона 2008 официальный сайт Формулы-1 F1.com назвал Массу «один из самых ближайших претендентов на титул за всю истрию» и решительно заявил «Больше не „номер 2“ в Ferrari, Масса — теперь соперник». Его зрелость похвалил президент Ferrari Лука ди Монтедземоло, прокомментировав: «Я представляю насколько это был болезненный для него момент Однако, я хочу отдельно подчеркнуть: он был не только лидером на трассе, доказав, что достоин чемпионского титула, но проявил зрелость и спортивное благородство после финиша гонки.»

На протяжении сезона Масса заработал 6 поул-позиций — на Гран-при Малайзии, Турции, Монако, Европы, Сингапура и Бразилии. Он установил три быстрейших круга — на Гран-при Европы, Японии и Бразилии. А также он одержал шесть побед — на Гран-при Бахрейна, Турции, Франции, Европы, Бельгии и Бразилии.

Сезон 2009

Фелипе Масса был выбран в качестве первого испытателя F60 на тестах в Муджелло 12 января 2009.

В Ferrari подтвердили, что F60 будет оборудована KERS за несколько дней до начала Гран-при Австралии. Пятничные практики начались не самым лучшим образом — Масса показал только седьмое и десятое времена. В субботней квалификации он показал седьмое время (но передвинулся на шестое после дисквалификации Глока на болиде Toyota). В гонке Ferrari из-за плохой работы болида с шинами выбрала агрессивную стратегию и использовала сверхмягкий/средний/средний составы, и это принесло некоторые дивиденды после 6 кругов (где Ferrari продвинулась в первые ряды). Хотя Масса оставался в первой тройке в первой половине гонки, быстрое гранулирование сверхмягких шин заставило перейти на стратегию пит-стопов, перед тем, как он сошёл из-за механическим проблем.

В Малайзии ошибочное решение Ferrari оставило Массу в первой части квалификации. В интервью Globo TV Масса заявил, что он и команда верили, что установленное время будет достаточно быстрым для прохождения в следующую часть квалификации и это было сделано для сохранения мотора. Однако это ничего не принесло, и бразилец стартовал шестнадцатым. В гонке Масса был классифицирован девятым, в шаге от очковой зоны, после того как гонка была остановлена на 33-м круге из-за ливня. Масса также не заработал очки в двух следующих гонках и сошёл на Гран-при Китая из-за проблем с электрикой, и финишировал четырнадцатым в Бахрейне.

В Испанию Ferrari привезли новую версию болида, исправив большинство недоработок в предыдущих гонках. С новым болидом Масса квалифицировался четвёртым. Большую часть гонки он шёл третьим перед тем как ему сообщили, что болид недостаточно заправлен, поэтому ему пришлось экономить топливо на последних 10 кругах, что позволило Феттелю и Алонсо его пройти. Обновлённое шасси показало темп болида установкой третьего быстрейшего времени позади двух болидов Brawn и впереди обоих болидов Red Bull.

Монако более убедительно показало улучшения болида, Масса финишировал четвёртым и установил быстрейший круг. На следующих гонках в Турции и Великобритании Масса также заработал очки.

После разочаровывающей квалификации на 8-м месте, Масса смог добиться первого подиума в сезоне, финишировав третьим на Гран-при Германии проходившем на Нюрбургринге. После великолепного прорыва на старте до четвёртого места, топливная стратегия помогла защитить его позиции.

На Гран-при Венгрии во время второго сегмента квалификации в голову Фелипе попала пружина амортизатора, отвалившаяся от болида Рубенса Баррикелло. Фелипе потерял сознание и врезался в барьер из покрышек. Спустя несколько минут его достали из машины и перенесли в карету скорой помощи. Хотя Фелипе и махал рукой во время транспортировки, на этом Гран-при Венгрии для него закончилось. Пилот получил открытую трещину в черепе, рассечение брови и сотрясение мозга. После 9 дней проведённых в Венгерском военном госпитале, отправлен в Сан-Паулу для прохождения дальнейшей реабилитации.

Сезон 2010

В июне Масса продлил контракт с Ferrari до конца 2012 года.

В первой гонке сезона он стартовал и финишировал 2-м. В Мельбурне он квалифицировался 5-м, а в гонке смог прорваться на нижнюю ступеньку подиума. В Малайзии он плохо квалифицировался (лишь 21-м), а в гонке прорвался на 7 место. В Китае он стартовал 7-м и финишировал 9-м, в Барселоне он квалифицировался 9-м и финишировал 6-м, в Монако он стартовал и финишировал 4-м, в Стамбуле стартовал 8-м и финишировал 7-м. В Монреале он стартовал 7-м, на старте столкнулся с Витантонио Лиуцци и отправился на починку в боксы. В итоге он финишировал лишь 15-м. В Валенсии он стартовал 5-м, но финишировал лишь 11-м. В Сильверстоуне он стартовал 7-м, но снова провалил гонку, финишировал лишь 15-м.

В Германии он квалифицировался 3-м. На старте вышел в лидеры. Однако за 15 кругов до финиша его гоночный инженер по радио сообщил ему, что темп его напарника Алонсо выше, тем самым завуалировано указал на то, что бразилец должен будет пропустить Фернандо. Спустя всего полкруга Масса пропускает своего напарника вперед, однако делает это слишком явно. В итоге Масса финишировал 2-м, а команда Ferrari была оштрафована на $100 000 за применение командной тактики и нанесение ущерба имиджу автоспорта. В Венгрии он стартовал и финишировал 4-м, в Бельгии стартовал 6-м и финишировал 4-м, в Монце стартовал и финишировал 3-м. В Сингапуре он, не показав времени в квалификации, стартовал последним, но в гонке прорвался на 8 место. В Японии он квалифицировался лишь 12-м, а на старте оказался втянут в аварию и сошёл. На первом в истории Гран-при Кореи он стартовал 6-м и финишировал 3-м. На родном Интерлагосе он стартовал 9-м, но в гонке финишировал лишь 15-м. В Абу-Даби стартовал 6-м и финишировал 10-м. В итоге он набрал 144 очка и занял 6-е место в чемпионате.

Сезон 2011

В Австралии он стартовал 8-м и финишировал 9-м, но после дисквалификации пилотов Sauber за нарушения в конструкции заднего антикрыла ему досталось 7 место. В Малайзии он стартовал 7-м и финишировал 5-м, в Шанхае бразилец и стартовал и финишировал 6-м, в Стамбуле стартовал 10-м, но финишировал вне очков — 11-м. Проблемы продолжились и в Барселоне. Стартовал он 8-м, но сошёл за 2 круга до финиша из-за проблем с коробкой передач. В Монако он стартовал 6-м, а в гонке на 32-м круге в шпильке Fairmont столкнулся с Льюисом Хэмилтоном и вследствие повреждений разбил машину в туннеле. В Монреале он стартовал 4-м, в гонке прорвался на 3 место и, казалось, у него есть все шансы на подиум. Но после 3-го пит-стопа, переобувшись в слик, бразилец, дабы не терять времени, пошёл обходить на круг болид HRT и, уйдя с сухой траектории, не удержал машину и сломал себе переднее крыло. В итоге из-за лишнего пит-стопа он финишировал 6-м. В Валенсии, Сильверстоуне и Нюрнбургринге он финишировал 5-м, в Венгрии 6-м, в Спа 8-м, в Монце 6-м, в Сингапуре стартовал 6-м, в гонке ему проколол колесо Льюис Хэмилтон и он финишировал 9-м. В Японии стартовал 4-м и финишировал 7-м, в Корее стартовал 5-м и финишировал 6-м, в Индии квалифицировался 6-м, в гонке в очередной раз по ходу сезона столкнулся с Льюисом Хэмилтоном, получил проезд по пит-лейн, а на 32-м круге сломал подвеску и сошёл. В ОАЭ бразилец стартовал 6-м и финишировал 5-м, а на родном Интерлагосе квалифицировался 7-м и финишировал 5-м, заняв 6 место в общем зачёте.

Сезон 2012

 

Сезон начался ужасно. В Австралии он стартовал 16-м, а в гонке сошёл из-за сломанной подвески. В Малайзии он стартовал 12-м и финишировал 15-м, в Шанхае он стартовал 12-м и финишировал 13-м. Первые очки в сезоне он набрал в Бахрейне. Стартовав 14-м, бразилец финишировал 9-м. В Барселоне у него опять были проблемы. Стартовал он 16-м, а финишировал 15-м.

Впервые в третий сегмент квалификации он пробился в Монако. Стартовав 7-м, бразилец финишировал 6-м. В Монреале Масса квалифицировался 6-м, но из-за разворота в гонке финишировал 10-м. В Валенсии он стартовал 13-м, в гонке столкнулся с Камуи Кобаяси и финишировал лишь 16-м. Улучшение результата пришло в Сильверстоуне. Бразилец стартовал 5-м и финишировал в шаге от подиума. В Германии он квалифицировался 14-м, из-за штрафа Серхио Переса стартовал 13-м, на старте сломал переднее крыло и финишировал 12-м. В Венгрии он стартовал 7-м и финишировал 9-м, в Бельгии Масса стартовал 14-м, но в гонке отыграл кучу позиций и финишировал 5-м. В Италии он квалифицировался 3-м и финишировал 4-м. В Сингапуре он квалифицировался 13-м, на старте проколол колесо, после внепланового пит-стопа откатился в хвост пелетона. Позже, воспользовавшись 2-мя пейс-карами, бразилец прорвался на 8 место. В Японии он квалифицировался 11-м, но из-за штрафа Нико Хюлькенберга за замену коробки передач стартовал 10-м, однако на старте он отыграл 6 позиций, а потом за счёт позднего пит-стопа вырвался на второе место, на котором и финишировал, впервые за 2 года поднявшись на подиум. В Корее он стартовал 6-м и финишировал 4-м.

После этого гран-при руководство Ferrari продлило с бразильцем контракт до конца 2013 года.

В Индии бразилец стартовал и финишировал 6-м, в ОАЭ он квалифицировался 8-м, но из-за штрафа Себастьяна Феттеля за недовес болида стартовал 7-м. В гонке его атаковал Уэббер в борьбе за шестую позицию, но переоценил возможности и был вынужден срезать поворот по заасфальтированной зоне безопасности. Возвращаясь на трассу, он появился непосредственно перед автомобилем Массы, из-за чего тот был вынужден экстренно тормозить, в результате чего его развернуло. Позже Масса отыграл утерянные позиции и финишировал 7-м. В Остине он квалифицировался 6-м, но из-за сорванной пломбы на коробке передач стартовал 11-м. В гонке прорвался на 4 место. Завершил он сезон 3-м местом на домашней трассе.

Сезон 2013

 

В Австралии он финишировал 4-м. В Малайзии квалифицировался 2-м, но плохо стартовал и в итоге финишировал 5-м. В Китае финишировал 6-м. В Бахрейне он Квалифицировался 4-м, но в гонке дважды проколол правое заднее колесо и финишировал лишь 15-м. В Барселоне квалифицировался 6-м, но за блокировку Марка Уэббера бразильца наказали потерей 3-х мест на старте. В гонке финишировал 3-м. В Монако всё не задалось с самого начала. Во время 3-ей части свободных заездов он разбил машину в 1-м повороте и механикам не удалось её починить до квалификации. В итоге он стартовал 22-м, а в гонке сошёл на 30-м круге, вновь разбив болид в 1-м повороте. Причём бразильцу пришлось обратиться к помощи врачей, т.к. он получил растяжение шейных мышц. В Канаде он снова разбил машину, на сей раз в квалификации, но в гонке прорвался с 16 на 8 место. В Сильверстоуне, неудачно квалифицировавшись (11-м) и проколов заднее левое колесо, всё-таки смог прорваться на 6 место. В Германии сошёл на 3-м круге из-за разворота. В Венгрии стартовал 7-м и финишировал 8-м. В Бельгии стартовал 10-м и финишировал 7-м. В Италии стартовал и финишировал 4-м, в Сингапуре 6-м, в Корее 9-м, в Японии 10-м, в Индии 4-м, в Абу-Даби 8-м.

11 ноября стало известно, что бразилец подписал контракт с командой Williams.

В США он финишировал 12-м, в Бразилии 7-м. Итого - 112 очков и 8-е место в личном зачёте.

Felipe Massa: фото и биография